Почему дети воруют и как с этим бороться: ответ психолога. Часть 1

Редакция segodnya.ua

Детское воровство может оказаться серьезной проблемой, если вовремя не обратить на это внимание. Считают детские психологи сайта dytpsyholog.com.

Специалисты пояснили, что такое детское воровство и на что стоит обратить внимание родителям.

По словам психологов, детским воровством может быть осознанное или неосознанное нарушение границ других людей, нелегальное вторжение в их пространство и присвоение себе их собственности, способ сказать взрослым о каком-то своем неблагополучии, способ справиться с последствиями какой-то травмы или возможность получить то, что другим способом не получить.

На что стоит обратить внимание родителям?

 
  • У кого (из семьи или школы) – ребенок ворует, тому и направлено послание ребенка.
  • Что именно он берет и на что тратит украденные деньги? Это укажет на какой-то дефицит, выраженный символично.
  • Как давно ребенок это делает? Если давно, то семья имеет некоторую "слепоту", старательно не замечает трудностей, боится с ними иметь дело. Это способ ребенка "открыть глаза" системе.

Какие частые причины такого поведения?

 
  1. В семье нет четких границ, можно и нельзя для всех членов семьи, включая взрослых.
  2. Взрослые сами часто и нелегально нарушают границы ребенка.
  3. Ребенок был чего-то лишен: ребенок в детдоме, приемный ребенок, другими словами, заброшенный взрослыми ребенок.
  4. В семье очень строгие правила, и ребенок совершенно лишен возможности удовлетворять некоторые свои потребности – легальным образом получить то, что нужно, невозможно.
  5. В семье и у ребенка не сформированы, путаются понятия "свое" и "чужое". Ребенка не научили просить и договариваться.
  6. У ребенка сформировалась серьезная зависимость – игровая, алкогольная, наркотическая, что тоже является нарушением функционирования семейной системы.

Чего не стоит делать в случае обнаружения кражи?

 

Делать вид, что ничего не произошло

. Почему? Важно назвать вещи своими именами и сказать: "Ты взял у мамы деньги, это воровство. Так поступать нельзя. Это преступление".

Объявлять ребенка вором

Он – ребенок, который совершил кражу. Это поступок, который является сигналом для семьи, правильнее отреагировать так: "Ты поступил действительно плохо". Почему? В большинстве случаев это неосознанный выбор ребенка. По отношению к нему неприемлемы уголовная или административная ответственность (до 14 лет). За кражу ребенка перед законом отвечают родители, поскольку они и являются теми, кто этому косвенно способствовал.

Наказывать ребенка больше, чем заслуживает ее поступок

. Почему? В чрезмерном наказании родители часто всю ответственность за поступок перекладывают на ребенка, а не на себя. Этим они учат ребенка тому же – как не нести ответственность за содеянное. Позиция взрослого: "Нам вместе нужно разобраться, почему это произошло".

Оставлять событие без последствий

. Почему? У здорового ребенка есть моральные ориентиры. Если он не понес разумное наказание и никаким образом не возместил причиненный ущерб – в рамках своих возможностей, он может долго и сильно чувствовать себя виноватым. Что может сказать взрослый: "Такое бывает, мы все делаем ошибки, часто по незнанию или из-за того, что не подумали о последствиях. Давай подумаем, как ты можешь возместить ущерб, который ты нанес этим поступком".

Усиленно стыдить ребенка

. Почему? Разоблачение поступка и его последствия уже в значительной степени пробуждают стыд. Когда ребенка родители слишком стыдят, они таким способом освобождается от собственного стыда и ответственности за произошедшее и "загружают" им другого. Так проявляется нежелание помогать ребенку понять причины поступка, и желание просто запугать или посрамить (возникает "чтобы неповадно было впредь"). От этого симптом уходит внутрь, и ребенок просто лучше скрывает последствия кражи или симптом превращается в другой.

Обвинять во всем только ребенка

. Почему? Большая часть ответственности лежит на семье, на взрослых. Важно выделить, где чья вина. Родителям хорошо бы взять ответственность за собственные дисфункциональные нарушения, за нарушение границ и несформированность адекватных норм и правил, то есть по причине поступка. Ребенок берет ответственность за сам факт совершения поступка.

Ограничиваться только наказанием, стыдить ребенка или запугивать

. Почему? Это симптом определенного неблагополучия, и в нем стоит разобраться всей семьей или с помощью психолога.

Думать, что теперь это навсегда "испорченный" ребенок и ему нельзя доверять

. Почему? Если будете относиться к этому как к проблеме и вместе ее решите, то это станет просто эпизодом из жизни ребенка. Если же вы будете думать, что во всем виноват ваш "плохой" ребенок, он может и дальше бессознательно подтверждать этот выданный ярлык.

Опубликовано на сайте: 24.09.2018

Источник: https://www.segodnya.ua/

Заказать онлайн:

кредит на карту

кредит наличными

кредитку

кредит под залог

страховку


Полезное видео

Простоправо ТВ рассказывает о реформе медицины в Украине. Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о правах граждан и бизнеса в Украине.




Видео дня

2-х летний малыш любит бросать. Посмотрите, что произошло, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!

Следить за успехами малыша можно на канале BasketBoy TV