Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст и изменение психологического состояния в этот период является одним из самых значимых в жизни человека. От того как он пройдет, зависит формирование дальнейшей психики подростка. Поэтому родители и сам ребенок должны быть подготовлены к возможным переменам. "Кто предупрежден – тот вооружен".
Подростковый возраст – это стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
Психические симптомы переходного возраста появляются в 11-12 лет: подростки необузданны и драчливы, игры более старших подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя слишком большими. Проникнуться личным самолюбием и высокими идеалами они еще не могут, и в то же время у них нет детского подчинения авторитету.
Подростковый возраст знаменует собой переход к взрослости и особенности его протекания откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.
Подростковый возраст определяется на основе пубертантности. Пубертантный период – это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Ш. Бюлер выделяет психическую пубертантность и физическую пубертантность. Психическая пубертантность связана с вызреванием особой биологической потребности – потребности в дополнении. Именно в этом жизненном явлении, по мнению Ш.Бюлера, лежат корни тех переживаний, которые характерны для подросткового возраста. Внешнее и внутреннее возбуждения, которыми сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам и сближение с человеком другого пола. Физическая пубертантность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек между 13-15 годами.
Подростковый возраст характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости.
По мнению Л.С.Выготского все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а по определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Выготский Л.С. писал: «Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком».
Возникают трудности в отношениях со взрослыми:
- негативизм
- упрямство
- безразличие к оценке успехов
- уход из школы ( так как главное для ребенка происходит теперь вне школы)
Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о«тайных тетрадях и дневниках», в которых подросток «находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения».
Этому возрасту присущи ряд противоречий, а именно:
- безумная веселость сменяется унынием
- уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость
- эгоизм чередуется с альтруистичностью
- страсть к общению сменяется замкнутостью
- тонкая чувствительность переходит в апатию, чрезмерная активность приводит к изнурению.
Подростковый возраст – это самый неустойчивый и изменчивый период.
Существенные изменения происходят в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображения «уходит в сферу фантазии». Л.С. Выготский отмечает, что фантазия у подростка уходит в интимную сферу, которую он всяческим образом скрывает от окружающих и от самого себя.
Огромную роль в развитии подростка как личности является развитие рефлексии (обращение внимания подростка на себя самого, свою личность, ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки, на свое знание или на свое собственное состояние). В результате чего для подростка становится возможным более глубокое и широкое понимание других людей и себя самого.
В этом возрасте у подростка возникает ощущение себя не как ребенка, а как взрослого человека. Но мир взрослых людей не принимает его еще на равных. В результате чего у подростка возникает внутренний конфликт.
Существенные изменения касаются мотивации. Теперь на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, планами на будущую жизнь. Впервые у подростка возникают мотивы на основе поставленной цели или сознательно принятого намерения. В этот период учебная деятельность, которая раньше являлась наиболее значимой, уходит на второй план. А наиболее значимо для подростка является общение. Самое интересное стало происходить не на уроках, а на переменах. Туда выплескивается все самое сокровенное, неотложное, сверхсрочное. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Именно в подобных ситуациях усваивается система моральных норм и ценностей.
Влияние среды играет большое значение в формировании мнения о себе и о других у подростка.
Еще одно из новообразований – это интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремление подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование. В таких случаях содержание учебной деятельности выходит за пределы школьной программы.
И все же хорошим стимулом к учебе является признание сверстников.
В конце переходного периода важным новообразованием является самоопределение. Т.е. осознание себя в качестве члена общества, в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы, когда подросток стоит перед выбором будущей профессии.
В итоге в подростковом периоде ломаются и перестраиваются все прежние отношения подростка к миру и к самому себе. Развиваются процессы самосознания и самоопределения, которые приводят к той жизненной позиции, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь.
Другие статьи о подростковой психологии читайте здесь.
Источник: http://psi-talks.ru
Забавное видео
В 2 года родители подарили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш сейчас!
Кредиты онлайн на карту за 15 минут
от 0,01%
ставка
до 180 дней
макс срок
до 20 000 грн.
макс сумма